Литейное дело можно смело отнести к наиболее древним ремеслам в мире. Когда литейное производство только зарождалось, тоговые мастера изготавливали свои модели из воска, а литейные формы – из глины. Позднее (примерно в XII н.э.), благодаря развитию технологий, появились двухсторонние формы для литья, при помощи которых изготавливались изделия более сложной формы – это и домашняя утварь, и оружие, и всевозможные украшения. В Средневековье (а именно в XV столетии) человечество научилось плавить чугун, а со второй половины XIX – еще и сталь. Литейное производство существенно усложнилось, и в нем начали активно использовать самые современные технологии и инструменты.
Наша компания занимается изготовление литых изделий из бронзы и латуни. Нам под силу воплотить абсолютно любые замыслы заказчика, ведь после того, как мы получаем заказ, над созданием будущего эскиза трудятся профессиональные художники и дизайнеры. Таким образом, создается будущая модель изделия, в которой учтены все пожелания заказчика.
Свой окончательный вид рабочий эскиз приобретает в виде чертежа, по которому изготавливается непосредственно сама модель. Такая модель отливки позволяет создать в литейной форме точный отпечаток будущего изделия. Можно сказать, что от точности такой модели зависит и качество отливки, а потому очень важно соблюсти все требования в процессе изготовления. Модель отливки в обязательном порядке должна имеет ровную и идеально гладкую поверхность – для этих целей она покрывается слоем шпаклевки, грунтовки и лака.
В ручном литье (а именно оно доминирует в нашей мастерской) используются разъемные и неразъемные модели отливок. Основными материала для их изготовления являются гипс, дерево или пластик. Следует отметить, что если изделие имеет сложную форму и высокую точность поверхности, то модель изготавливается из ценных пород древесины, как-то липа, ольха, сосна и бук. В некоторых случаях применяются даже модели из слоновой кости, которые можно использовать не один раз.
После завершения работы по созданию модели и утверждению готового варианта у заказчика, выполняется еще один этап литья – изготовление формы. Именно в нее в дальнейшем заливается раскаленный металл, своими очертаниями, повторяющий форму модели. Для того, чтобы изготовить литейную форму используется непосредственно сама модель изделия, всевозможные инструменты и основной компонент – песчано-глиняная смесь. Следует отметить, что процесс формовки (изготовления формы для литья) можно назвать наиболее трудоемким и сложным. Зависит продолжительность создания формы от габаритов изделия, а также его сложности.
Современные литейные формы можно разделить на несколько видов: разовые и многоразовые. Основной составляющей любой литейной формы является кварцевый песок, в который для повышения вязкости добавляют глину (в некоторых случаях, еще и машинное масло). После изготовления отливки, разовую форму разрушают и полученный материал используют повторно.
Состоит любая литейная форма из опок (две полуформы). Такие конструкции (как правило, выполненные из стали) удерживают формовочную смесь при ее уплотнении. В ходе ручной формовки используются легкие переносные опоки, имеющие небольшие габариты.
После того, как формовка завершена, форму подготавливают под дальнейшую заливку. Металл плавится в печи, которая может быть нескольких основных видов: пламенная, тигельная и дуговая.
Следует отметить, что в процессе художественного литья «чистые» металлы используются довольно редко. Сплавы для литья могут быть черными (чугун, стать) и цветными (пропорциональное соединение алюминия, олова, меди, магния цинка и т.д.). Наиболее популярными (в силу простоты плавки и литья) можно назвать бронзу и латунь – именно такие материалы в большинстве случаев и используются нашей Фирмой для получения отливок.
Латунь – это цветной металл, который является сплавом цинка и меди. Как правило, имеет плотную структуру и применяется для производства отливок сложной формы.
Бронза представляет собой сплав олова, алюминия, марганца или свинца. Существует несколько типов бронзы – безоловянная и оловянная (наиболее распространена для литья).
Как только металл в печи расплавился, производится заливка его в литейную форму. Это сама кратковременная операция литья, однако, роль ее довольно-таки велика. Именно при заливке появляется всевозможный брак, как-то раковины, пригары, недоливы. Наши мастера ля заливки расплавленного металла используют самые разнообразные ковши, но самыми оптимальными являются специальные ложки.
После литья и остывания металла в форме, производится выбивка готовой отливки. Суть такого процесса заключается в разрушении литейной формы, для чего наши мастера используют клещи и молоток.
После того, как отливка вынута из формы, на ней имеются всевозможные литники, выпоры и прибыли. Также, возможно образование заливов, которые необходимо удалить, дабы придать изделию завершенный внешний вид. Производится такой процесс при помощи специальных инструментов.
После обрубки, отливку нужно очистить от пригоревшей формовочной смеси и других дефектов. Как правило, выполняется очистка вручную посредством металлических щеток и прочих инструментов.
Полировка готового изделия, полученного посредством литья, производится при помощи специальной пасты, которая наносится на матерчатые круги. Кроме того, возможно использование абразивных материалов и гарцевочных щеток – все это делает возможных получения самого высокого качества финишной обработки.
Финишным процессом обработки отливки можно назвать чеканку. Она необходима тогда, когда поверхность модели имеет рисунок, но по каким-то причинам он не слишком четкий. Чеканка – это довольно сложный и трудоемкий процесс, который проводится настоящими профессионалами своего дела. После окончательной обработки, изделие (по желанию заказчика) может быть покрыто декоративным слоем золота, серебра, никеля или патины.
Тонирование – это процесс, предполагающий нанесение на отливку слоя патины, дабы искусственно состарить изделие. Цвет патины может быть разнообразным и колебаться от светло-коричневого до черного.
В последнем этапе происходит сборка отливок, т.е. соединение в одно целое частей изделия (если, соответственно, изделие составное). Отливки монтируются так, чтобы знак на одной части отливки и соответствующее ему гнездо полностью совпали.
Процесс художественного литья из бронзы и латуни завершен. Изделие готово к приему Заказчика и долгие годы будет радовать своим видом не одно поколение.
В заключении нам еще раз хотелось бы сказать о том, что эта статья не преследует рассмотрение глубоких технологических процессов и тонкостей художественного литья. Мы лишь в сжатой форме попытались описать тот процесс производства, который происходит в мастерских нашей Фирмы.